Экологически чистый сплав по реке Зилим. (Южный Урал. Башкортостан).

zilim_krasota_medium_0.jpgКрасота
komanda_0.jpgКоманда

Данное повествование представляет собой описание некоторой цепи событий и действий, произошедших в промежутке между 29 апреля и 2 мая 2011 года с участием тринадцати человек, 4-х катамаранов и кучей южно-уральской природы.

Повествование состоит из оцифрованных параметров реальной действительности, исторических фактов, взятых из открытого доступа, а также мнений, цитат, размышлений и другого бреда участников сплава и меня лично.

Опускаю подготовительную часть, так как руководящая и направляющая роль бессменных руководителей сплавов, как и всегда, была на высоте и прошла организованно, весело и с огоньком.

Решение: этой весной брать Зилим, было принято единогласно. То есть одним человеком, который (вернее, которая), все выяснила, со всеми договорилась и обеспечила «зеленый свет» всей команде на всем протяжении маршрута.

29.05.2011

Общий вес всего, что мы сочли необходимым взять с собой, составил 2500 кг. «Живой вес» тринадцати человек – около тонны. Итого на брата (и на сестру) получилось по 250 кг, не считая «живого веса», что для пешего похода не реально. Ну…, собственно, никто пешком передвигаться и не собирался.

Утро. 5:45. Три весьма внушительных джипа вместили нас со всем скарбом и двинулись в сторону Белорецка. В Миассе температура – плюс 8, небо светлое, настроение боевое. Проехав Учалы, справа увидели большую заснеженную гору. Возможно, Иремель. Около 9-ти были в Белорецке, где нас встретил Анатолий с двумя Газелями (грузовой и пассажирской), на которых мы и должны были добраться до места старта. Перевозка нас туда и обратно с общим пробегом 400 км. прошла без заморочек.

Расстояние до с. Бутаево (вернее до Карагаевского кордона) составило около 105 км. Дорога – не плохой грейдер. По пути встретили двух черных лосей весьма внушительного вида, перебегавших дорогу в неположенном месте. Наши попытки вразумить животных по поводу нарушения ими ПДД не привели к положительному результату и две большие «коровы» с треском провалились в лесные дебри. Неплохое начало. День намеревается быть солнечным. По крайней мере, наши улыбающиеся, постоянно что-то жующие физиономии и периодический хохот, этому способствуют.

В 9:47:38 Ваня в первый раз отказался от сала, отчетливо произнеся: «пока не надо». Интересно, сколько секунд будет длиться это «пока».

В стратегические планы сегодняшнего дня входит трех километровый сплав по р. Зигаза до слияния ее с Зилимом и преодоление порога Кысык. Дело в том, что на участке, где находятся истоки этих рек, Зигаза гораздо полноводнее Зилима. Как вопрошают камские аборигены: «Почему Волгу назвали Волгой, а не Камой, если в месте слияния этих рек, Кама гораздо полноводнее Волги?». Почему Зилим назвали не Зигазой, тоже остается неизвестным.

zilim_karta_1-1.jpg
tee-way_0.jpg

Место старта. Сверху – солнце, день чудесный без мороза. Снизу – начинающаяся трава. Внутри – ощущение радости от предвкушения. Ноздри уже чуют быструю воду, копыта бьют землю. Примерно через три часа копытами о берег били уже 2 двойки, одна 4-ка и одна 5-ка.

Тактико-технические данные перед спуском на воду:

  • высота над уровнем моря – 392 метра;
  • время – 15:30;
  • ширина реки – 15:20 метров;
  • скорость потока – около 6 км/час;
  • рации, спасжилеты, морковки, каски, забродные костюмы, GPS приемники – как положено.
pered_startom_2_0.jpgПеред стартом (1)
pered_startom_3_0.jpgПеред стартом (2)

На старт, внимание, марш! «А река бежит, течет куда-то. Плывут уральские ребята. Навстречу…».

Или так: «По Зилиму с ветерком. Хоп, хоп, шабе. С трехэтажным матерком. Хоп, хоп, шабе».

Через 3 км, как и обещали, встречаемся с Зилимом. Обогнали уфимцев на 4-ке и честере. Поприветсвовались. Слышим в ответ: «Металлург тоже хорошая команда». По графику через 5-7 км. встреча с порогом Кысык. Кысык переводится как короткий. Посмотрим: какой он такой короткий.

Двойка Павловых в желтых цветах лидера естественно впереди. Слышим по рации: «что-то впереди интересное маячит». Напрягаем мускулы, пучим грудь, вдыхаем побольше кислороду, подбадриваем друг друга легкими тычками весел по голове.

porog_kysyk_7_0.jpgПорог Кысык (1)
porog_kysyk_8_0.jpgПорог Кысык (2)

Первые две 2-ки вошли в урчащие, пенные и мутные буруны, скрывшись из поля зрения. Захотелось резко нажать на тормоз. Нажать получилось, на тормоз – нет. Двойки опять показались впереди, мелькая разноцветьем весел, жилетов и касок.

«Ну…. С Богом!» Движение по буеракам, рекам, ракам заняло 20-30 минут. Фотографировать получилось только первые несколько секунд встречи с порогом. Далее слышны были только команды, восхищенные возгласы, испуганные вскрики и удары весел. Очень удачное расположение личного состава нашей 4-ки (женщины впереди, мужчины сзади), позволило использовать лучшую половину как «отбойник». То есть наши дамы взяли на свою грудь основной поток воды, которая предназначалась всем, независимо от пола, возраста и вероисповедания.

zilim_karta_2_0.jpg
zilim_bereg_0.jpgБерег

Приходится работать и веслами, и глазами, и мозгами, виляя между наиболее активно проявляющихся валунов, высматривая коварно поджидающие нас с прошлого года каменья, периодически получая в ответ от реки потоки достаточно холодной воды в морду, а то и по полной программе – в оставшуюся от морды часть тела.

Наиболее веселая часть порога – 2,2-2,5 км. Шивера же продолжается километров 5-7.

Экстремальных ситуаций не возникло. Все прошли без потерь «живого веса» и поклажи. Только с приобретениями эмоционального свойства.

Первый небольшой прокол случился, когда уже после порога команды встали на проверку и подкачку плавсредств. Одну из участниц, при попытке взобраться на свое место на судне, затянуло струей воды под катамаран. Мужественные действия команды, не позволили ей в полной мере исследовать глубинные особенности рельефа реки, и она отделалась легким испугом и леденящей душу и тело холодной водой. Это ускорило наши попытки быстрее найти первое место стоянки.

Интересный способ гребли продемонстрировала вторая семейная 2-ка. На наши вопросы: «чего это вы гребете на коленях?», последовал ответ супруги: «он, когда рядом со мной, всегда на коленях». Сидели же они лицом к друг другу, и понять, где у катамарана перед, а где зад, не было никакой возможности.

Иван продолжает обходиться без сала и буквально тает на глазах.

in_yan_0.jpgИнь Янь
dvoyka_pavlovy_0.jpgДвойка Павловых

Около 19-ти часов лагерь начал разворачиваться и к 20:30 был уже полностью в дееспособном состоянии. Потрескивающий костер излучал тепло, согревая озябшие души, мокрую одежду и остальной способный промокнуть инвентарь, которого оказалось достаточно много. К 24 часам все потихоньку угомонились.

Тактико-технические данные первого сплавного дня:

  • высота над уровнем моря – 292 метра;
  • ширина реки – 30-40 метров;
  • максимальная скорость – 14,3 км/час;
  • средняя скорость – 7,5 км/час;
  • время на воде – 2 часа 53 мин;
  • пройдено – 21 км.

Историческая справка:

«Зилим - правый приток Белой, берет начало на восточном склоне хребта Зильмердак и протекает в пределах Башкирского Предуралья. Протяженность реки около 270 км, средний уклон 1,3-5 м/км. В известняках, слагающих берега Зилима, имеются глубокие поноры. В один из них, на 39-м километре от начала маршрута, уходит часть реки (а в сухие годы - и вся река). Русло Зилима делает здесь излучину длиной 4- 5 км. Подземный поток течет 2 км по спрямленному руслу, затем с силой вырывается наружу в лесное озерко и через 200 м сливается с основным руслом. Река Зилим - одна из самых экологически чистых и красивых рек Южного Урала, привлекает к себе туристов и отдыхающих изумительными по красоте и величию скалами, множеством гротов и ниш в скалах, пещерами, водопадными ручьями, чистой водой и богатейшей растительностью»

«Село Зигаза при одноименной речке возникло после того, как в 1890 г. здесь был выстроен железоделательный завод с двумя домнами. Строили Зигазинский завод купцы Н. Д. Шамов и Н. С. Кальсин».

«Река Зигаза. Длина реки составляет 41 км».

30.04.2011

Утро. Легкая наледь в ведрах с водой. Свежо. Однако, с появлением из-за сосен солнца, температура растет. Растет и количество выползающего из палаток народа. Дождя как не было, так и нет. Традиционный утренний кофе, сваренный в джезве специалистом.

Иван в очередной раз оказался от сала. Странно. От чего же это у него лоснится лицо???

Кстати, в этот раз сало у нас трех сортов. Первого, второго и третьего. Самое интересное то, что наибольший спрос оказался, как раз, на третье сортное. Рыночные парадоксы развивающейся экономики.

Описывать природу нет никакой возможности. В послезимнюю тусклость красок периодически врывается зелень хвойных, белизна подснежников и величественно радужная палитра горных пород, вертикально вздымающихся то на правом, то на левом берегу реки. Глаза стараются разглядеть, а мозги запомнить все великолепие и разнообразие форм, стилей и подходов этого лучшего в мире художника и творца – Природы. Наверное, все же лучше отдать фиксацию красот фотокамере, благо современные технологии позволяют это сделать без ущерба для самой Природы.

skaly_zilim_0.jpgСкалы
podsnezhniki_zilim_0.jpgПодснежники
lico.jpgЛицо

Места совсем дикие. Все, что нам встретилось из человечески устроенного: это непонятного назначения бронированная дверь в скале, прикрывающая доступ в нечто, естественно, секретное. Электрические кабели входят куда-то внутрь скалы. «А вокруг - тишина» - как сказал бы Крамаров. Через сотню метров вниз по реке обнаружились несколько строений полуразрушенного и полувоенного вида, однако, с солнечными батареями и спутниковой антенной на крышах. Мои попытки надыбать об этом хоть что-нибудь в Интернете ограничились единственным сообщением - «военная сейсмологическая станция». Ну…, если ориентироваться на слухи о подземных правительственных объектах в этих районах (от Магнитогорска до горы Яман-Тау), очень может быть.

dver_v_skale_0.jpgДверь в скале
solnechnye_batarei_0.jpgСолнечные батареи

Дикие места и дикая фауна. Про лосей я уже упоминал. Стаи уток, от миниатюрных чирков до полновесных крякв, сопровождали нас на всем протяжении пути. Так же часто встречались пернатые хищники и трясогузки. Единожды мы видели толи цаплю, толи аиста. Разочек на нас рыкнул откуда-то из-за скалы медведь. На счет медведя мнения разошлись, а рык слышали все. С одежды было снято около 15 клещей, которые благодаря заговору так и не испили нашей родимой кровушки. Зайцев, рысей, кабанов и волков, о которых так долго говорили водители Газелей, мы не видели. Полудикие коровы и лошади, которых местное население выгоняет весной на вольные хлеба и осенью собирает по ограниченной хребтами территории, встречались.

zilim_stoyanka_2-1_0.jpg
zilim_stoyanka_vtoraya_0.jpg

После пройденных 25-ти километров, по рации прозвучала команда: «Искать человеческую стоянку». Человечность подразумевала наличие места для банного комплекса и соответствующих процедур, которые были запланированы на второй Зилимский вечер. После нескольких попыток и одной интуиции, место было выбрано. Некоторая неравномерность поверхности участка создавала вид смелого дизайнерского решения. Мы, естественно, усилили этот ход природной мысли, так же неравномерно расположив палатки, столы и костровище. На каменном плесе уютно расположился банный комплекс. На противоположной стороне с крутого берега весело журчал ручей с питьевой водой. Благодать.

Баня была хороша. Устланный пихтой пол и одноименные веники с легким паром и хвойным запахом не оставили никого равнодушными. Большинство любителей банных дел смело окунулись в холодные воды Зилима, радостно распахнувшего для этих целей свои весенне-освежающие объятия. Наличие хорошего пара и свежесрезанной пихты, вогнали в баню даже тех, кто не очень-то моется и в обычных условиях. Послебанный чай, песенные воспоминания у костра, довели день до логического и гармоничного завершения. Потихоньку, ночь, низкие звезды и журчание реки соединили нас во сне с окружающей Вселенной.

banya_1_0.jpgБаня (1)
banya_3_0.jpgБаня (2)
banya_4_0.jpgБаня (3)
erotika_zilim_0.jpgЭротика

Тактико-технические данные второго сплавного дня:

  • высота над уровнем моря – 260 метров;
  • ширина реки – 40-50 метров;
  • максимальная скорость – 14,9 км/час;
  • средняя скорость – 7,5 км/час;
  • пройдено за день – 25,9 км;
  • пройдено всего – 55,9 км.

Место славное. GPS-координаты стоянки: 53.54,667 057.03,835

01.05.2011

«С праздником Мира и Труда» - порадовал нас утренний первомайский лозунг, заботливо вывешенный чьими-то трудовыми и мирными руками на противоположном крутом скалистом берегу Зилима. Мелочь, а приятно.

Праздничными колоннами, с флагами и транспарантами, с духовыми оркестрами и гармошками, попеременно чокаясь и лобзаясь, встречали друг друга мы и проходящие мимо нас в это первомайское утро караваны катамаранов, лодок, плотов и отдельно плывущих вниз по течению сплавщиков.

Ура! Товарищи! Ура-а-а-а-а! Громогласным эхом разнеслось по крутым отрогам и пологим плесам.

Тук-тук-тук! Откликнулся на праздничный призыв дятел. Чвик-чвик! Подключилась трясогузка. Хрум-хрум! Влился в стройный хор Иван, заглушая тоску по салу куском ржаного заначенного хлебца.

lager_1_0.jpg
lager_3_0.jpg
lager_4_0.jpg
lager_5_0.jpg

Первомайский вечер прошел под лозунгом «жесткую политику российской медицины в массы», которая не только не учитывает тонкостей и особенностей проживающего на этой территории населения, но и не особенно заботится о психическом состоянии первомайских трудящихся. Все попытки замазать душевные раны капелькой спирта, разбивались о вечную дилемму здравоохранения: «Лечить или не лечить, а если лечить, то чем, аскорбинкой или пластырем?».

Светила современной медицины, на наскоро образованном консилиуме, жестко постановили: «Для местного лечение использовать только местные средства! Коренья, запах пихты и влажные салфетки!». Народ отреагировал адекватно. Набрал салфеток и углубился в чащу, где, среди кореньев вековых пихт, погрузился в сидячие размышления о превратностях профессиональной врачевательной техники в условиях природы.

Тактико-технические данные третьего сплавного дня:

  • высота над уровнем моря – 220 метров;
  • ширина реки – 40-60 метров;
  • максимальная скорость – 10,5 км/час;
  • средняя скорость – 5,5 км/час;
  • пройдено за день – 26,1 км;
  • пройдено всего – 82 км.

После последней стоянки до финиша нам осталось около 3-х километров реки.

Здесь следует сделать лирически-техническое отступление относительно теории относительности. Я знаю 2 глобальных системы спутниковой навигации: американская GPS и российская Глонасc. Отличие в том, что у американцев спутников пока немного больше, чем у нас и, следовательно, немного выше точность и зона покрытия. Российские специалисты в скором будущем обещают обеспечить паритет в этой области.

greblya_1_0.jpg
greblya_2_0.jpg

Так вот. На двух катамаранах у нас находились 2 приемника, обеспечивающие связь со спутниками. Некоторые расхождения в километраже в первые два дня сплава мы списывали на то, что на четверке находилось людей больше, чем на двойке и глобальная система каким-то хитрым образом это учитывала, прибавляя нам ежедневно по 1000 метров к совместно пройденному пути. Во время прохождения мимо горы Мамбет, скорость нашего судна, по данным спутников, резко увеличилась со средних 7,5 км/час до 78 км/час и мы, за каких-то полчаса намотали плюсом около 40 км, рисуя, при этом, на экране приемника немыслимые треки. Объяснение у меня этому одно: так как именно на этом катамаране собрались наиболее разумные существа, у скалы Мамбет наше четверочное сознание раздвоилось и, одна разумная часть шла по обычной GPS, а другая резко пошла по другой, до этого неизвестной нам глобальной системе.

В итоге, первая часть сознания, учитывая приближающуюся стоянку и весьма материальный ужин финишировала вместе с остальными участниками сплава, а вторая часть сознания, похоже, так и гуляет до сих пор по просторам Вселенной. С этим, конечно, придется еще разобраться либо нам самим, либо другим известным ученым.

mamabet_1_1.jpgМамбет (1)
mambet_2_0.jpgМамбет (2)
skaly_3_0.jpg
skaly_4_0.jpg

02.05.2011

Утро туманное, утро седое. Наконец-то горная уральская природа дала о себе знать. Всю ночь моросил дождь в такт мирно посапывающему населению страны.

Вечерняя дискуссия о перипетиях здравоохранительного развития современного общества продолжилась. Как отметили наиболее продвинутые в этой области дилетанты: «Среди нас имеется немало психически неустойчивых латентно и устойчиво выраженных любителей крепких жидких ингредиентов».

Концовка путешествия прошла без происшествий. Движение обратно на тех же Газелях заняло около 5 часов и 300 км. пути. Белорецк. Перегрузка. Движение до Миасса. Разборка инвентаря. Чай за круглым столом и небольшой обмен впечатлениями.

anatoliy.jpgАнатолий
elena_0.jpgЕлена

Елена Анатольевна Каллы: «И все же, я – молодец! Организовала по полной программе. На этом сплаве все получили сильнейшее отравление…. Кислородом».

Павлов Анатолий Иванович: «Мне оставалось только дополнять гармоничную мозаику отдельными красочными пазлами».

tatyana_0.jpgТатьяна
rafit_0.jpgРафит

Абдрахманова Татьяна Викторовна: «Спасибо Анатолию и Анатольевне за открытия Родины и родных мест. Тем, кого уже знаю и тем, кого не знала до этого сплава».

Абдрахманов Рафит Мужипович: «Цельно прожитые дни. Я вспомнил то, что забыл лет десять назад. Очень таежная природа».

konstantin_0.jpgКонстантин
pavel_0.jpgПавел
vladimir_0.jpgВладимир

Артамонов Константин Петрович: «Первый сплав, во время которого у меня родилась внучка».

Артамонов Павел Константинович: «Самое лучшее – это Пятый элемент нашего экипажа – Оксана».

Тищенко Владимир Николаевич: «Все эмоции пока еще в моей голове».

igor.jpgИгорь
oksana.jpgОксана

Погодин Игорь Александрович: «На порогах не хватало дворников. Хотелось, чтобы, наконец тепленькая пошла».

Погодина Оксана Александровна: «Мне было лучше всех. Носили на руках. Успевала делать маникюр между экстримом».

ivan.jpgИван
anna.jpgАнна

Каллы Иван Юрьевич: «13 человек – самый оптимальный состав. Великолепная чертова дюжина и сало, наверное, было вкусным».

Каллы Анна Юрьевна: Успела уехать в Челябинск до момента обмена впечатлениями.

olga_i_sergey.jpgСергей и Ольга

Малыгина Ольга Владимировна: «До этого я не знала, что катамаран может идти против течения. Каждый звук природы был слышен и очень низкое небо над головой».

Андреев Сергей Борисович: «Как-то все получилось очень гармонично: ненавязчивая организация, каждый находил занятие без руководящей и направляющей роли…. Внешняя красота и внутреннее взаимопонимание, километры пути и минуты хохота, килограммы съеденного сала и миллилитры выпитого спирта».


Фотографировали: Павлов А.И., Андреев С.Б., Малыгина О.В., Абдрахманова Т.В.
Видеосъемка: Каллы А., Погодина О.
Текст: Андреев С.Б.

Некоторые рекомендации по применению:
Телефон Анатолия в Белорецке, организующего доставку до места -
Мобильная баня - МОБИБА, производство Россия (Новосибирск).
Забродные костюмы и обувь -
Сало халяльное: производство Андреев, Россия.