Урал Промышленный – Урал Полярный (Часть 1)

Автопробег «Урал промышленный – Урал полярный»

Организаторы «Мастерская необычных решений» и В. П. Шестаков
Маршрут Миасс – Екатеринбург – Тюмень – Салым – Нефтеюганск – Сургут – Мегион – Ханты-Мансийск – Уват – Тобольск – Тюмень – Арамиль – Миасс
Общая протяженность маршрута 3800 км
Общее время в пути 8 суток
Большие переходы Миасс – Нефтеюганск – 1700 км, 18 часов движения
Мегион – Миасс – 2000 км, 23 часа движения
Участники Сергей Андреев, Виктор Шестаков, Елена Андреева
Автомобиль Subaru Forester. Объем двигателя 2000 см/куб

Идея автопробега витала в осеннем воздухе, объединяя два источника: С. Б. Андреева, планирующего расширение региона присутствия торговой марки Tee-Way в сторону западной Сибири и В. П. Шестакова, намечающего зимний автопробег примерно по этому маршруту.

1 автомобиль, 2 водителя и 1 штурман. Что ещё нужно для полного счастья?!

20 сентября 2009 года.

Старт 6:00 – Миасс. За рулем Сергей Андреев, штурман Е. Андреева, за пультом журнала В. Шестаков. Настраиваем GPS на Тюмень. Заправка на Урал-Нефть. Цена 95-ого 23,20. Моросит дождь. Проезжая мимо Карабаша, с радостью не наблюдаем полетов снарядов после недавних взрывов боеприпасов. Температура за бортом 9 градусов. Светать начинает в 7:15. Выехали специально в воскресенье под утро, чтобы пройти попроще достаточно загруженную трассу Екатеринбург – Тюмень. Навигатор показывает более короткую дорогу через Арамиль. Не рискуем, так как периодически некоторых дорог на карте уже нет, а некоторых еще.

start.jpg
На старте

8:35 – съезжаем с объездной на Тюмень. Утренняя зарядка ГИБДД. Просят, несмотря на последние, постановления, дыхнуть без приборов и понятых. Дышим и едем. Едем и дышим. Смена водителей. За рулем Е. Андреева.

9:00 – прошли 233 км. Направо – Курган. Цена 95-ого потихоньку растет – 23,30.

9:25 – 248 км. Храм с золотыми куполами. Посёлок Белоярский.

hram_1.jpg

С обеих сторон дороги кафе и столовые. Налево поворот на Асбест – 31 км., пост ГИБДД. FM работает на всем протяжении. Стало сухо и ехать значительно веселее. 286 км. – пост медицины катастроф (тьфу, тьфу, тьфу). Дорога среднего качества. Ям особо нет. Загрузка трассы ниже среднего. Участники движения ведут себя прилично.

10:00 – Богдановичи, 295 км. Средняя скорость 75 км/час. Температура 8 градусов. Заезжаем на заправку наших партнеров. Новый бренд АЗС «Газпромнефть» выглядит впечатляюще. Персонал вежливый и корректный. На стойке СД «Музыка для дороги домой» и «Музыка Здоровья», остальную серию раскупили. Попросили о том, чтобы почаще поставляли новинки. Постараемся.

А вокруг поздняя и красивая осень. Деревья только-только прихватило желтизной. Желто-зелено-красные интонации. Вспоминается Н. Рубцов:

Размытый путь, а вдаль кривые тополя
Я слышал неба звук, была пора отлета
И вот я встал и тихо вышел за ворота
Туда, где простирались желтые поля

pola.jpg

10:55 – 346 км налево пойдешь – Ирбит, направо пойдешь – Камышлов, прямо – Тюмень. Нам – прямо. Температура – 10 градусов. Село Бутырки.

12:45 – Граница Свердловской и Тюменской областей. 497 км.

13:05 – Тюмень. Пост, проверка документов. Бензин – 23, 70. Навигатор проводит по Тюмени, как по маслу. Прибываем в точку и оставляем Елену на недельку до второго поработать в…

14:45 – заправляемся в «Газпромнефть». 553 км. Бензин, похоже, вполне приличный. Расход 8,2 л/100км. Поворачиваем на Тобольск. Дорога стала лучше, да и машин меньше. Возможно, из-за воскресного вечера.

16:45 – Тоболтуры. 744 км. АЗС «Газпромнефть». Цена 23,50.
17:20 – Мост через р. Иртыш. Вот и Тобольск. 788 км. На обратном пути заедем в город, посмотрим, что происходит в одном из старейших поселений Сибири. Указатели показывают на Сургут – 550 км.

18:00 – 831 км. Слева поселение Шестакова. Видим бьющий из земли фонтан. Где-то читал, что в Тюменской области много горячих источников. Разберемся по ходу движения. Опять заморосил дождь. Температура – 10 градусов. Проезжаем р. Татарка. Слева кафе с монументом татарки с очень русской желтой косой.

19:05 – 917 км. Уват. Из-за лесистых холмов на нас выезжает грандиозное сооружение «Гранд отель Уват». Из информации об отеле:

Жители уватской земли славились хлебосольством и гостеприимством испокон веков, ещё со времён ямской гоньбы. Полноводный могучий Иртыш, тайга, благодатная сибирская земля позволяли угостить путника, спешащего по своим или «государевым» делам, не абы как, а полной мерой. Чтобы было гостю и душевно и тепло!

Вероятно, так оно и есть.

yvat_1.jpg
yvat_2.jpg

20:40 – Салым. 1119 км. Ханты-Мансийский автономный округ. В 1901 году А. А. Дунин-Горкавич, обследуя р. Салым, сообщает, что юрты Лемпины расположены с левой стороны р. Б. Салым примерно в 2 км от него при речке Тыг-ях. В юртах - 2 домохозяина. Основное занятие - рыболовство.

Салымское месторождение разрабатывает совместное российско-британское предприятие «Салым Петролеум Девелопмент».

salim.jpg

Опять сухо. Ночь без дождя – это славно. Дай-то Бог.

23:25 – Пыть-Ях. 1247 км. Ставим в проигрыватель «Музыку энергии». Необходимо несколько взбодриться. Шестаков использует «Капельку красоты». Ему еще сложнее: надо следить за собой, чтобы уследить за водителем. Используем, практически, собственную продукцию, чтобы продержаться еще с часик. Помогает, кстати.

0:15 – Нефтеюганск. 1300 км. На этом круглом километре, решаем заночевать, так как нет большого смысла появиться в Мегионе за полночь.

Подведем итоги дня.

  • За 18 часов пройдено 1300 км
  • Средняя скорость – 72 кмчас
  • Средний расход – 8,2 л/100км
  • Аварий, происшествий и конфликтов не происходило
  • Цена на бензин продолжает двигаться вверх: с 23,20 в Миассе до 24,50 в Нефтеюганске

Легкий ужин. Ставлю «Ты не уснешь за рулем» и мгновенно (по крайней мере, нам так показалось), погружаемся в глубокий сон, как и написано в инструкции.

21 сентября 2009 года.

Подъем 5:45. Старт 6:30. Легкий туман, морось. Температура 4 градуса. Состояние весьма бодрое и дееспособное. Вперед на север, там теплее.

Нефтеюганск - третий после Сургута и Нижневартовска по размеру город Ханты-Мансийского округа. Расположен на правом берегу протоки Юганская Обь. С 2000 по 2003 годы - столица ЮКОСа. Население - 117,5 тыс. человек. Средний возраст населения 30 лет.

nefteugansk.jpg

7:00 – 1350 км. Сургут. Слово «Сургут» - от хантыйского «сокрут» - «рыбное место».

Решительно немного мест в Сибири, которые в эпоху завоевания ее, сыграли бы такую важную роль, как отважный казацкий город Сургут…

Кастрен Матиас Александер – финский путешественник и лингвист (1840)

1932 год. Отмечен выход нефти на территории района. Газета «Советский север» писала: «…у селения Юган каждый 5-15 минут со дна реки выбрасывается клубок темной жидкости, принимавшей в первые мгновения форму выпуклого кверху полушария, затем расплывающегося по поверхности».

Сегодня - штаб квартира «Сургутнефтегаза» - одной из крупнейших российских нефтедобывающих компаний.

Город нам понравился. Современный, чистый, красивый. С оригинальной застройкой и архитектурой. Удобен для проезда и движения по улицам. А вот такие у них школы изучения английского языка.

surgut_1.jpg
surgut_2.jpg

Гостеприимно принимал нас в Сургуте Владимир Мухин – корреспондент телевидения Сургутского района, наш земляк.

surgut_3.jpg

Ох, и дороги здесь! Ровные, чистые, разметка – прелесть. Вода в лужах не стоит. Я имею в виду дороги между городами. Внутри городов, большого различия с уральским городскими дорогами не заметил.

Продолжаем движение в Мегион. Здесь-то мы и обнаружили расхождения в атласах автомобильных дорог.

ВНИМАНИЕ!

Трасса Сургут–Нижневартовск (практически прямая) в атласах не указана. Мы, было, сунулись через Когалым, но боковым зрением штурман В. Шестаков обнаружил указатель на Нижневартовск. Остановились через километр. Кстати, минут 5 пытались остановить проезжающие легковые автомобили. Без толку, несмотря на светлое время суток. Остановился водитель грузовика, объяснил, куда нам теперь. Дай ему Бог здоровья! Так вот, если бы мы двинули на Когалым, то это еще 300 верст туда-обратно, так как дороги, которая есть в атласе Когалым – Лангепас, на самом деле нет. Вот так.

До поворота на Нижневартовск, встретили речушку с интересным названием Почекуйка. Шутливо ее переименовали: «Почешуй-ка почекуйку».

Дождь кончился, пробивается солнце, теплеет на глазах. 1433 км. АЗС. 95-ый 23,60. Идем на Лангепас. Справа, слева болота и ЛЭП. 8:47 река Атан, Нижневартовский район, 1458 км.

Первое и последнее нарушение правил ДД за этот маршрут. Забыл после заправки включить свет. Остановка. Небольшая беседа с инспекторами: «Кто? Куда? Откуда? Зачем?» Вручаем необычные подарки для друзей: CD «Музыка для дороги домой» и «Музыка тишины». Расстаемся с пожеланиями доброго пути. Они о продукции Tee-Way даже не слышали. Постараемся исправить в ближайшем будущем.

Лангепас. От хантыйских слов «лангки» - белка и «паса» - протока. Отсюда – беличья протока, угодье. От него до Мегиона – 62 км., до Нижневартовска - 100.

fakel.jpg
Нефтяной факел

9:50 – Мегион. 1550 км. Бензин – 25,90. Как мы потом выяснили, первые 5 дней нашего путешествия, охарактеризовались резким скачком цен на топливо. И откуда только узнали о нашей поездке? Потом, после ФАС и наших нелицеприятных высказываний в сторону нефтяных факелов, цены опять поползли вниз.

На кольце нас встретил Евгений Чернов, руководитель геологоразведочного предприятия, которое занимается испытаниями и консервацией буровых нефтяных скважин, разработкой нанотехнологий по переработке попутного газа. Ярко пылающие факела, которые мы видели, на всем протяжении пути, оказывается противоречат Киотскому протоколу и целям сегодняшнего правительства РФ. Он, как и мы, занимается тонкими материями, только мы в области сопутствующих товаров «Возьми в дорогу, пригодится!», а он в области нефти и газа. А еще он – мой одноклассник и большой друг. Это и предопределило уровень душевного проживания на прилегающей к Мегиону территории и экскурсии по значимым для нас и для него местам.

Мегион. Первоначальное название «Мехи-Ун-Пухыл», в переводе с диалекта ваховских хантов – поселение в устье излучины реки. В интерпретации местных геологов: «Я приехал в Мегион – заработать миллион». Город расположен рядом с древнейшим хантыйским стойбищем, возраст которого восходит к 5-6 векам. Несмотря на это, люди там выглядят весьма молодо. Город стоит на впадении реки Мега в Обь. В реках водится стерлядь, осетр, муксун, нельма и все остальное, менее экзотичное. Ловля ценных пород запрещена. В путину, косяки муксуна сопровождают на лодках представители 3-4 федеральных служб разного калибра. В лесах и на болотах – клюква, брусника, черника, голубика, грибы. Местное население вовсю собирает лесные урожаи. Стоимость 8-ми литрового ведра клюквы 500–600 руб.

22-27 сентября

Работаем по Мегиону, Сургуту, Нижневартовску, Ханты-Мансийску.

Нижневартовск. «Варта» - излучина реки. Конечная станция железной дороги Москва – Нижневартовск. 1898 год. «В списке населенных мест при протоке Чехломее близ Оби в 12 домах и с казенным хлебным магазином жило 39 душ мужского пола и 42 женского. Действовала церковь Сергия Радонежского». В 1951 году начато бурение скважин. В 1961 скважина Р-1 дала фонтан нефти дебитом 360 тонн в сутки.

Вспоминаю песенку из детства: «Самотлор – чудо озеро, чудо озера там-там-там. А вода в этом озере, не вода – бирюза». Не знаю, уж, про северный Самотлор была песня или про западный. Сегодня Самотлор близ Нижневартовска представляет собой разрезанное песчаными дорогами озеро , с тысячами буровых скважин и сотнями перекачивающих станций.

samotlor.jpg

Семейство Черновых любезно предоставило мне возможность прикоснуться к кладовой черного золота. Просто так на озеро не попадешь. На въезде стоят шлагбаумы, однако пропуск геологоразведки открыл нам доступ к святая святых. День выдался просто замечательный. Теплый и солнечный. Стела первой скважины увековечивает память о первопроходцах-нефтяниках. Продолжают развитие региона сегодняшнее поколение, а рядом познает мир наше подрастающее будущее. Кирилл Чернов – 3 года. Родился в Мегионе. Бойкий, интересный и любознательный пацан.

samotlor_1.jpg
samotlor_2.jpg

Справа и слева: вода, песок, скважины, болото. А где болото, там клюква. А где клюква - там бабка с клюкой и мы с желанием. 10 метров от дороги и пригоршни плотной ягоды посыпались в истосковавшийся по витаминам организм. Как у Анатолия Киреева: «Клюквы красные льдинки на кочках болот».

klukva.jpg
Клюква

Чернов приглашает вечером на дачу в баню. Заезжаю в лес за веником. Хоть посмотреть что здесь и как. Обнаруживаю кедры. Шишек не вижу. Зато вижу подосиновики. Дачи на северо-западе Сибири ухоженные и основательные. Выращивают картошку, огурцы, помидоры, баклажаны, арбузы и дыни. Правда, арбузы и дыни величиной с помидоры, зато помидоры величиной с дыню.

29_1__10_05_108.jpg

Продолжение следует… вот тут